«Большинство экспортных контрактов мы заключаем в рублях или национальных валютах стран-партнеров. Используем также офсетные механизмы и инструменты встречной торговли. От доллара отказались давно», – сказал С.Чемезов в интервью журналу «Эксперт».
Он отметил, что портфель экспортных заказов «Рособоронэкспорта», который входит в «Ростех», в этом году впервые превысил 60 млрд. долл.
«Прежде всего, это связано с тем, что наша продукция прошла обкатку в условиях реальных военных действий. Ее достоинства весь мир видит не в рекламных буклетах, а на полях боев – это неоспоримое преимущество», – сказал С.Чемезов.
Например, комплексы семейства «Панцирь» показали высокую эффективность против ракет со сниженной радиолокационной сигнатурой – Storm Shadow, GMLRS и других. Истребитель Су-57 на сегодня единственный в мире подтвердил способность работать против современных систем ПВО, включая американский ЗРК Patriot.
«Добавлю, что у нашего оружия есть еще одно преимущество: его нельзя удаленно отключить «одной кнопкой», как, например, американское. Об этом не говорят, но наши партнеры это ценят», – подчеркнул глава «Ростеха».
В то же время, С.Чемезов отметил, что «мы внимательно изучаем трофейную продукцию. Видим ее слабые и сильные стороны».
«Сегодня нередко можно слышать, что зарубежная техника, мол, в подметки не годится российской. Это не так. В чем-то мы лучше, в чем-то – они. Необходимо помнить: мы воюем с сильным противником, технически хорошо оснащенным. Фактически против нас сегодня действуют более 50 стран. В том числе ведущие западные державы. Представьте масштаб их оборонных производств, с которым нам приходится иметь дело! Поэтому никакого шапкозакидательства здесь быть не должно. Работа с трофейными образцами помогает нам совершенствовать нашу продукцию, повышать защищенность отечественных машин и мощь наших средств поражения», – сказал С.Чемезов в интервью «Эксперту».
Отвечая на вопрос о возможном смягчении санкций, С.Чемезов заявил, что «откровенно говоря, не очень верю в какое-то смягчение. Наверное, потому, что под разными санкциями мы живем больше десяти лет и уже забыли, что бывает по-другому. Конечно, санкции мешают. Без них всем было бы проще: и нам, и нашим партнерам, и западным странам, кстати, тоже. Ведь они тоже тратят на это колоссальные силы и несут большие финансовые потери. Но если все останется, как сейчас, – не пропадем. Мы давно адаптировались к новым условиям и, как видите, растем, несмотря на санкции: и в деньгах, и в объемах продукции, и в разработках. По итогам 2024 года у нас будет существенный рост выручки, в том числе от реализации гражданских продуктов. Конкретные цифры назовем чуть позже, когда отчетность будет утверждена официально».