Церемония подписания состоялась в здании Государственного музея истории Санкт-Петербурга в Петропавловской крепости перед началом Главного военно-морского парада.
«В целях обеспечения реализации национальной морской политики Российской Федерации постановляю: утвердить прилагаемую Морскую доктрину Российской Федерации», – говорится в указе.
Морская доктрина, утвержденная 17 июня 2015 года, признается утратившей силу.
Указ о Корабельном уставе вносит изменения в уставы внутренней службы и гарнизонной и караульной служб российских вооруженных сил. Оба документа вступают в силу с момента подписания.
«Основными вызовами и угрозами национальной безопасности и устойчивому развитию Российской Федерации, связанными с Мировым океаном, являются: стратегический курс США на доминирование в Мировом океане и их глобальное влияние на развитие международных процессов, в том числе связанные с использованием транспортных коммуникаций и энергетических ресурсов Мирового океана», – говорится в новой Морской доктрине РФ.
Среди угроз нацбезопасности РФ также отмечено продвижение военной инфраструктуры НАТО к границам РФ и возрастание количества учений альянса в акваториях морей, прилегающих к территории России.
«Приоритетными направлениями судостроительного комплекса Российской Федерации являются <…> обеспечение возможностей судостроительного комплекса Российской Федерации по строительству крупнотоннажных судов, в том числе современных авианесущих кораблей для Военно-морского флота», – говорится в документе.
В новой Морской доктрине РФ появился отдельный раздел «Национальные интересы», где прописаны ключевые национальные интересы России в Мировом океане. К ним отнесены, в частности контроль, обеспечение безопасности и развитие Арктики и Севморпути.
В разделе II доктрины отдельно уточнены национальные интересы, вызовы и угрозы национальной безопасности России в Мировом океане.
«Национальные интересы Российской Федерации как великой морской державы распространяются на весь Мировой океан и Каспийское море», – сказано в документе.
Среди них – независимость, государственная и территориальная целостность, незыблемость суверенитета страны на внутренние воды, территориальное море, их дно, недра, воздушное пространство над ними, обеспечение прав и юрисдикции в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, сохранение статуса великой морской державы в условиях полицентричного мира, укрепление обороноспособности, развитие морского потенциала, свобода открытого моря и свобода доступа к глобальным транспортным коммуникациям.
Северный морской путь и Арктика отнесены к жизненно важным районам обеспечения национальных интересов России в Мировом океане, следует из новой Морской доктрины.
Согласно новой доктрине, жизненно важные районы обеспечения национальных интересов России в Мировом океане непосредственно связаны с развитием государства, защитой его суверенитета, территориальной целостности и укреплением обороны, критически влияют на социально-экономическое развитие страны. Утрата контроля над ними может поставить под угрозу национальную безопасность и само существование России.
К жизненно важным районам обеспечения национальных интересов России в Мировом океане также отнесены внутренние воды, территориальное море, их дно, недра и воздушное пространство над ними, исключительная экономическая зона, континентальный шельф за пределами зоны, Охотское и Каспийское моря.
К важным зонам, которые в значительной степени влияют на экономическое развитие, благосостояние и безопасность, отнесены Азовское, Черное моря, Восточное Средиземноморье, Черноморские, Балтийские и Курильские проливы, районы мировых транспортных коммуникаций в АТР и в Африке.
Комментируя «РИА Новости» подписание Корабельного устава ВМФ не главкомом, а президентом России, бывший командующий Северным флотом (1999-2001 годы) адмирал Вячеслав Попов заявил, что это является уникальным событием, которое повышает значение Военно-морского флота для всей системы обеспечения обороноспособности страны.
По его словам, «то, что устав утвердил своим указом президент, – это, конечно, совершенно новое явление, потому что раньше Корабельный устав утверждался на уровне Главкомата и Министерства обороны. Это – поднятие статуса данного устава и в целом значимости Военно-морского флота в системе обороны страны. Кроме того, это важнейший фактор и в правовом, и в смысловом знании для Вооруженных сил Российской Федерации», – сказал он «РИА Новости».