Как сообщает агентство Bloomberg, цифра роста оборонного бюджета, озвученная на открытии 4-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 13-го созыва в Пекине, сопоставима с прогнозируемым увеличением общих бюджетных расходов. Это свидетельствует об устойчивости роста экономики Китая и преодолении негативных последствий пандемии COVID-19.
Таким образом, шестой год подряд (начиная с 2016 года) темп увеличения расходов на оборону Китая выражается однозначным числом. В частности, в 2016 году оборонные расходы возросли на 7,6%, в 2017 году – на 7%, в 2018 году – на 8,1%, в 2019 году – на 7,5%, в 2020 году – на 6,6%.
Президент Китая Си Цзиньпин пообещал «сделать страну великой военной державой в ближайшие десятилетия». Как заявлено, планируется завершить модернизацию вооруженных сил Китая к 2035 году и построить армию мирового класса, способную «побеждать в войнах на всех театрах военных действий» к 2050 году.
Оборонный бюджет на 2021 ф.г. примечателен тем, что он является первым в рамках нового 14-го пятилетнего плана обороны, который рассчитан на 2021-2025 гг. Он направлен на ускорение перехода НОАК от «механизации» к «информатизации» и «интеллектуализации». Это отсылка к переходу от модернизации военных платформ к внедрению цифровых и сетевых систем и интеграции интеллектуальных систем с использованием таких технологий, как искусственный интеллект.
Западные эксперты постоянно указывают на то, что в официальный оборонный бюджет Китая не включается ряд расходов, которые финансируются по другим статьям, включая оборонные НИОКР, закупки ВиВТ за рубежом, военные пенсии и расходы на ядерное оружие. Так, по данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), расходы Китая на оборону в 2019 году составили 1,66 трлн. юаней, что на 38% больше официального показателя.
В ответ на заявления о том, что оборонные расходы Китая не являются прозрачными, официальный Пекин указывает, что КНР ежегодно представляет в ООН отчеты о своих военных расходах, начиная с 2007 года. При этом дается полная информация о том, откуда поступают средства и куда они уходят. Пекин подчеркивает, что такого понятия как «скрытые военные расходы» в КНР не существует.