Центр анализа
мировой торговли оружием
Юрий Борисов провел рабочее совещание по вопросам реализации долгосрочной программы военного кораблестроения
10:10 | 6 сентября 2013 года, пятница
ЦАМТО, 6 сентября. Заместитель министра обороны Юрий Борисов провел в Санкт-Петербурге рабочее совещание во ФГУП «Крыловский государственный научный центр», посвященное вопросам реализации долгосрочной программы военного кораблестроения, возможной корректировке ее некоторых направлений.
Ниже основные тезисы выступления Ю.Борисова представлены в изложении Управления пресс-службы и информации МО РФ.
Как заявил Ю.Борисов, «в соответствии с поручением президента России к началу 2014 года военным ведомством совместно с оборонной промышленностью должна быть разработана долгосрочная программа военного кораблестроения на период 2050 года».
Заместитель министра обороны отметил, что «эта программа обеспечит поступательное эволюционное развитие корабельного состава ВМФ, сокращение типажа проектов кораблей и увеличение их серийности, опережающее создание проектных и промышленных технологий, а также эффективное расходование бюджетных средств в рамках всего жизненного цикла кораблей».
Ю.Борисов особо подчеркнул, что «программа должна быть сформирована с учетом прогнозируемых объемов финансирования и реальных возможностей промышленности, но с обязательной нацеленностью на высокий уровень обновления ВМФ новыми проектами кораблей, превосходящими мировые аналоги».
Заместитель министра обороны напомнил, что общий объем ассигнований на реализацию ГПВ с 2011 по 2020 годы в части ВМФ составляет 5 трлн руб., из них 47% предусмотрено на строительство новых кораблей.
На ремонт и сервисное обслуживание кораблей ВМФ выделяется около 100 млрд руб. в год, это составляет 30% объема гособоронзаказа по номенклатуре ВМФ.
Что касается сегодняшних проблем при реализации Государственной программы вооружений в разделе ВМФ, то они, полагает Ю.Борисов, «во многом связаны с одновременным созданием избыточного количества головных кораблей».
«За последние два десятилетия ввиду низкого уровня ассигнований сроки создания головных кораблей затягивались, их количество в доках для постройки в «замороженном» виде постоянно увеличивалось, сегодня оно превысило все разумные пределы», – констатировал заместитель министра обороны.
Ю.Борисов отметил, что «снижение числа типажей кораблей позволит увеличить серийность строящихся кораблей на базе единых платформ с предусмотренным модернизационным потенциалом».
«Разумеется, при этом должны быть предусмотрены поочередные модификации проектов и строительство небольших подсерий перспективных кораблей», – уточнил он.
Ю.Борисов обратил внимание также на низкую унификацию корабельных технических средств: «к примеру, в составе ВМФ имеется избыточный типоряд ядерных энергетических установок атомных подводных лодок».
Он сообщил, что «к 2014 году в составе кораблей с ядерными энергетическими установками с учетом АПЛ типа «Борей» и «Ясень» будет находиться пять типов реакторных и семь типов паротурбинных установок».
«В связи с этим целесообразно было бы обеспечить снижение разнообразия ядерных энергетических установок за счет выбора единой базовой схемы с учетом унификации для подводных и надводных атомоходов», – подчеркнул Ю.Борисов.
Заместитель министра обороны обратил внимание участников совещания и на такой важный момент, как участие самого ВМФ в планировании и реализации опытно-конструкторских работ, проводимых предприятиями ОПК в его интересах.
«Это должно стать обязательным делом, отсутствие такого влияния приводит к отставанию в передовых научно-технических разработках», – убежден Ю.Борисов.
«Сейчас ВМФ в лице заказчика не имеет возможности влиять на содержание и сроки опытно-конструкторских работ. По всей видимости, цели освоения средств и поддержки предприятий иногда преобладают над целью эффективного развития. Но нам надо понять – сложившаяся подобным образом система не позволяет решать важные научно-технические проблемы», – заявил заместитель министра обороны.
В качестве примера Ю.Борисов привел низкую заинтересованность Минпромторга в развитии промышленных технологий создания силового лазерного оружия для ВМФ.
«К сожалению, это привело к невозможности открытия ОКР по созданию корабельных комплексов лазерного оружия разрушающего типа. По тем же причинам в ВМФ до сих пор отсутствуют современное управляемое артиллерийское вооружение и боеприпасы, недостаточно пока развиты мощности по изготовлению пусковых установок для современных и перспективных крылатых ракет, которыми должны оснащаться строящиеся и модернизируемые надводные корабли и подлодки», – констатировал заместитель министра обороны.