Об этом агентству «РИА Новости» заявил директор ЦАМТО Игорь Коротченко.
Так он прокомментировал сообщение о том, что российские военные нашли под землей и выкопали пропавшую скандально известную бронемашину «Азовец» украинского националистического полка «Азов» (запрещенная в России террористическая организация).
«Разорвав отношения с Россией, Украина потеряла ключевые компетенции в оборонке, потому что предприятия и КБ военно-промышленного комплекса этой страны были частью большой советской кооперации. Если после распада СССР Москва смогла восстановить те кластеры производства и конструкторских решений, которые остались за рубежом, то Киев столкнулся с существенными проблемами при выполнении оборонных программ и в разработке перспективных вооружений», – сказал И.Коротченко.
Директор ЦАМТО отметил, что разработка бронетанковой техники любого класса осуществляется профильными предприятиями промышленности, которые имеют соответствующие компетенции, опыт и историческую преемственность, а не «на коленке», как в случае с «Азовцем».
«Бронеплатформа «Азовец» является изделием кустарного производства украинских самоделкиных из числа националистов, по определению претендовать на какое-то эффективное применение в бою эта машина не могла», – подчеркнул собеседник агентства.
И.Коротченко напомнил, что весь постсоветский период Киев продавал за рубеж запасы оружия советского производства, которые хранились на складах мобилизационного развертывания в Киевском, Одесском, Прикарпатском военных округах и были предназначены в свое время для формирования резервных общевойсковых и танковых армий вооруженных сил СССР в случае большой войны с НАТО в Европе.
Собственные разработки вели в Украине по ограниченной номенклатуре вооружений и они были завершены только благодаря активной помощи Запада. «Собственно, все изделия, которые Украина применяет сегодня, можно отнести даже не к собственным разработкам, а к вооружениям, которые воспроизводили с какими-то улучшениями тактико-технических характеристик еще советские образцы оружия, они были опять же запущены уже только при активной помощи Запада», – пояснил И.Коротченко.
По его словам, сегодня украинский ВПК фактически «обескровлен». Еще одним фактором невозможности полноценно функционировать местной оборонке являются удары, которые ВС РФ наносят в ходе спецоперации по украинским оборонным мощностям.
«В рамках специальной военной операции российская армия уничтожает все выявленные центры и объекты, где Украина могла вести как выпуск каких-то образцов вооружений, так и осуществлять их ремонт. В настоящее время мы можем сказать, что с точки зрения функционирования украинского военно-промышленного комплекса он полностью обескровлен», – подчеркнул И.Коротченко.
В то же время он отметил опасность применяемых сегодня ВСУ дронов и безэкипажных катеров. «При западной помощи украинским войскам поступают образцы беспилотников и безакипажных катеров. При участии западных специалистов Украина осуществляет соответствующие удары террористического характера с применением этого класса оружия. Однако самостоятельно сегодня разрабатывать, а тем более производить практически всю номенклатуру вооружения Украина уже просто не в состоянии», – резюмировал собеседник агентства.
Как отмечает «РИА Новости» со ссылкой на украинские СМИ, «Азовец» был разработан в 2015 году как «танк для ведения боя в условиях города» или «высокозащищенная тяжелая универсальная гусеничная платформа». Одну единицу «Азовца» оценили в 5 млн. долл.
В 2016 году сообщалось, что «Азовец» подготовлен к испытаниям, а позже их остановили, так как выяснилось, что в качестве приборов наблюдения на дорогостоящую машину установили обычные камеры от домофонов. Военная прокуратура и СБУ возбудили уголовное дело. Вскоре единственный экземпляр «Азовца» был похищен у разработчиков в Киеве, и предполагалось, что его угнали боевики «Азова» и спрятали на своей базе.
Как рассказал «РИА Новости» российский военный с позывным «Десна», на данной платформе нет ни одного стандартного прибора наблюдения, таких как триплексы. Вместо триплексов – камеры от обычного домофона.