Как сообщает Freemalaysiatoday.com, об этом 14 ноября заявил премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад в ходе двусторонней встречи с президентом России Владимиром Путиным в кулуарах 33-го саммита АСЕАН.
Более детальные подробности переговоров пока неизвестны, поскольку пресса была допущена только на протокольный обмен мнениями перед началом основных переговоров, которые проходили в закрытом для СМИ формате.
Напомним, что отсутствие необходимого финансирования привело к низкому уровню эксплуатационной готовности имеющегося парка истребителей Су-30МКМ Военно-воздушных сил Малайзии. Об этом в августе заявил главнокомандующий ВВС Малайзии генерал Дато Аффенди Бин Буанг. По его словам, проблема с боеготовностью (при недостаточном финансировании) усугубилась в связи необходимостью проведения обязательного технического освидетельствования 12 Су-30МКМ после истечения 10-летнего срока эксплуатации.
Командующий напомнил, что с 2007 года выделяемый ВВС ежегодный бюджет на поддержание оперативной готовности самолетов ни разу не приблизился к необходимому уровню. Национальный аудиторский департамент на основе проведенного в 2017 году анализа в своем докладе отметил, что отсутствие необходимых средств напрямую повлияло на уровень материально-технического обслуживания Су-30МКМ, поскольку ВВС приходилось решать задачи по обслуживанию самолетов в условиях недостаточного финансирования.
По словам А.Буанга, обязательное техническое освидетельствование после истечения 10-летнего срока эксплуатации для обеспечения безопасности полетов включает инспекцию и проверку практически всех компонентов самолета, включая планер, авионику, двигатели и системы управления полетом. Компания «Сухой», как производитель оригинального оборудования (OEM), предлагала провести поэтапное техническое освидетельствование (прим. ЦАМТО: видимо, по 6 машин в год, так как Су-30МКМ поставлялись по 6 ед. в 2007, 2008 и 2009 гг.). Однако данное предложение, исходя из имеющегося бюджета, было признано дорогостоящим. Эту процедуру удорожала необходимость отправки самолетов в Россию.
Кроме того, на проведение освидетельствования, необходимого для определения объема работ по ремонту и обслуживанию, компания «Сухой» запросила значительный срок, поскольку малазийские Су-30МКМ оказались «в конце очереди» из-за того, что соответствующая заявка не была подана своевременно.
Исходя из этого, было принято решение искать альтернативные варианты выхода из сложившейся ситуации, в том числе, за счет привлечения местных компаний к проведению обслуживания, ремонта и капитального ремонта авиационной техники. А.Буанг ранее заверял, что такой вариант реализуем. Кроме того, он рассчитывал, что ВВС удастся значительно снизить стоимость необходимых работ и уложиться в бюджет, выделенный правительством.
Напомним, что министр обороны Малайзии Мохамед Сабу в ходе выступления в парламенте 31 июля заявил о прекращении работы с привлеченным бывшей администрацией подрядчиком, провалившем поддержание в боеготовом состоянии парка истребительной авиации страны.
На текущий момент только четыре из имеющихся 18 истребителей Су-30МКМ российского производства находятся в состоянии эксплуатационной годности. Оставшиеся 14 машин требуют обслуживания и ремонта.
После прекращения работы с бывшим подрядчиком по обслуживанию самолетов Су-30МКМ, ВВС стали рассматривали возможность его замены. Нового подрядчика планировалось выбрать среди местных компаний.
Судя по тому, что Малайзия на высшем государственном уровне в лице премьер-министра обратилась за помощью напрямую к президенту России, данный план, по всей видимости, не сработал.