на главную ЦАМТО

Центр анализа

мировой торговли оружием

 

Шведский комплекс RBS-70 Мк2 не соответствует условиям проводимого в Индии тендера на закупку ПЗРК

16:00 | 13 апреля 2018 года, пятница

ЦАМТО, 13 апреля. Российский ПЗРК «Игла-С» полностью соответствует требованиям Минобороны Индии, имеет высокие тактико-технические характеристики и позволит в случае его принятия на вооружение значительно усилить противовоздушную оборону частей и подразделений индийской армии.

Российские ПЗРК хорошо известны в индийских Вооруженных силах, которые имеют длительный опыт их успешной эксплуатации. Ранее в Индию были поставлены ПЗРК «Стрела-2М» и «Игла». Для обеспечения их хранения, эксплуатации и обслуживания там создана соответствующая инфраструктура, налажен процесс обучения и подготовки индийских военнослужащих. Имеется опыт успешного боевого применения. Новый ПЗРК «Игла-С» органично вписывается в уже отработанную систему и не потребует кардинальных изменений в структуре подразделений ПВО Индии, а также дополнительных финансовых затрат.

«Игла-С» имеет преимущества по сравнению с принимающими участие в проводимом Индией тендере зарубежными комплексами аналогичного класса – ПЗРК Mistral-2 (совместное предложение французской MBDA и израильской IAI) и ПЗРК RBS-70 Мк2 (предложение шведской компании SAAB). Более того, сам факт участия шведского ПЗРК RBS-70 Мк2 в тендере вообще вызывает много вопросов, так как данный комплекс не отвечает целому ряду критериев, предъявляемых тендерной документацией.

В частности, в приложении «А» тендерного предложения (Часть 1. Общая информация. Пункт 11) указано требование к головке самонаведения ракеты: она должна быть активной либо пассивной. Однако RBS-70 Мк2 имеет командную систему управления, наведение используемой в нем ракеты осуществляется по результатам измерения угла рассогласования линии визирования и траектории ее полета. Чем дальше летит выпущенная из ПЗРК ракета и чем энергичнее маневрирует цель – тем значительнее ошибки измерения.

Оптимальные условия для комплекса RBS-70 – когда воздушная цель движется прямолинейно и с постоянной скоростью. Однако это идеальная, а не реальная ситуация. Ведь как только пилот самолета зафиксирует боевую работу ПЗРК, он моментально приступит к выполнению маневра уклонения. При этом стрелок шведского ПЗРК вынужден оставаться на месте и продолжать сопровождать цель в условиях, когда самим фактом пуска он уже раскрыл свое местоположение и с высокой вероятностью будет подвергнут ответному удару. Укрыться он не может. Такая стрессовая ситуация обуславливает значительную психофизиологическую нагрузку на оператора, что может привести к ошибкам и срыву процесса наведения ракеты на цель.

Кроме того, комплекс RBS-70 не отвечает и таким требованиям тендера (пункт 17b), как возможность выполнения залповой стрельбы с пусковой установки для нескольких ракет (подобный режим в шведском ПЗРК не реализуем в принципе). RBS-70 также не соответствует пункту 3ai, который предусматривает, что совокупный вес ракеты и пусковой трубы не должен превышать 25 кг. Это значительно затрудняет эксплуатацию шведского ПЗРК в таких типах рельефа местности, как высокогорные районы, полупустыни и пустыни.

Необходимо отметить, что как Mistral-2, так и RBS-70 Мк2 не являются переносными комплексами в буквальном значении этого термина, их нельзя положить на плечо, прицелиться и осуществить пуск. Это фактически возимые комплексы ПВО – в отличие от российского ПЗРК «Игла-С», где требуется всего один стрелок или расчет из двух человек в варианте ПУ «Джигит».

Тендер предусматривает поставку, наряду с ПЗРК, средств обнаружения и автоматизации целеуказания – на базе малогабаритной РЛС малой дальности. Эти средства также должны быть носимыми. Российское предложение – единственное, удовлетворяющее условиям тендера. Израильская РЛС для Mistral-2 и шведская РЛС Giraffe требуют, ввиду их большой массы, обязательного использования автотранспорта, что исключает возможность их развертывания и использования в сложных условиях рельефа местности, например в горах.

Пункт 16а тендерной документации гласит, что «пусковой механизм должен легко устанавливаться на пусковой трубе». В реальности ракета комплекса RBS-70 Мк2 запускается со специальной пусковой установки-треноги, для переноски необходимого оборудования вместе с ракетой требуется три-четыре человека.

Несмотря на явное несоответствие ПЗРК RBS-70 перечисленным требованиям, компания SAAB была не только допущена к тендеру, но и продолжает в нем участвовать, что ставит под вопрос транспарентность и объективность тендерных процедур.

Кроме того, как стало известно, на финальной стадии испытаний в мае 2017 года шведский комплекс, имевший ранее проблемы с обеспечением электромагнитной совместимости, и доработанный по требованию индийской стороны, не сумел поразить воздушную мишень Banshee.

В конечном итоге, вопрос стоит следующим образом: что важнее для индийской армии – принять на вооружение современный и полностью соответствующий условиям тендера российский ПЗРК «Игла-С», прошедший проверку в условиях реальных военных конфликтов последних лет, или же втянуться в долгосрочную, технически сложную, очень дорогостоящую и с непредсказуемым конечным результатом историю с компанией SAAB.