По словам источника «Коммерсанта», близкого к российско-иранской межправительственной комиссии, Иран будет расплачиваться «живыми» деньгами, а не за счет кредита. Комплексы будут поставлены не ранее середины 2017 года.
Таким образом, отмечает газета, С.Чемезов поставил точку в спорном вопросе российско-иранского военного сотрудничества, решить который Москва и Тегеран пытались последние годы. Он был связан с иском иранских военных на 4 млрд. долл. к «Рособоронэкспорту», который обязался по контракту 2007 года поставить им пять дивизионов ЗРК С-300ПМУ-1 за 800 млн. долл. Из-за санкций Совбеза ООН и эмбарго, введенного президентом Дмитрием Медведевым, заказанного оружия Иран так и не получил.
Глава «Ростеха» не стал уточнять тип системы, которую приобретает Иран, но, как сообщили источники «Коммерсанта» в сфере ВТС, речь идет о четырех дивизионах С-300ПМУ-2, предназначавшихся для Сирии. Этот контракт был заключен в 2010 году, однако из-за начавшейся в стране гражданской войны его реализация была фактически заморожена. Заказчику были переданы лишь РЛС, а не пусковые установки для ракет. В итоге контракт с Сирией был аннулирован по просьбе Тель-Авива, а Россия вернула Дамаску 400 млн. долл. аванса, напоминает газета.
«Иранцы долгое время присматривались к более продвинутым системам, которые мы им предлагали, в том числе «Антей-2500», но они постоянно твердили, что им нужны именно С-300. Аргументы, что они сняты с производства, в расчет не брали, – сообщил источник «Коммерсанта», близкий к переговорам с Ираном. – В итоге оставшийся задел по сирийским С-300ПМУ-2 оказался как нельзя кстати, это предложение их устроило». Теперь концерну ПВО «Алмаз-Антей» предстоит модифицировать имеющиеся комплексы под требования иранских военных.
Говоря о ситуации с иском, С.Чемезов отметил, что Иран снимет свои исковые претензии, когда будет завершена первая часть контракта. Иными словами, пояснил собеседник «Коммерсанта», близкий к «Рособоронэкспорту», Москва сначала получит аванс для начала работ по доведению комплекса до требований иранских военных, а те уже отзовут иск.