на главную ЦАМТО

Центр анализа

мировой торговли оружием

 

А.Исайкин: объем экспорта ВиВТ по линии «Рособоронэкспорта» в 2013 году достиг 13,2 млрд долларов

10:30 | 27 января 2014 года, понедельник

ЦАМТО, 27 января. Генеральный директор ОАО «Рособоронэкспорт» Анатолий Исайкин в интервью газете «Коммерсант» рассказал об итогах 2013 года и перспективах на 2014 год. Ниже приведены наиболее важные ответы А.Исайкина на вопросы «Коммерсанта».

«Рособоронэкспорт» подвел предварительные итоги 2013 года. На какую сумму удалось выполнить контракты?

– По состоянию на 31 декабря мы поставили вооружений и военной техники на 13,2 млрд дол. Это слегка превысило плановые показатели (13 млрд дол – прим. «Коммерсант»), что не может не радовать. А вообще, с 2001 по 2013 гг. объем ежегодного экспорта по нашей линии увеличился в четыре раза. Только в 2013 году мы получили и рассмотрели 1902 обращения инозаказчиков. В итоге подписано 1202 контракта.

СПРАВКА ЦАМТО

Общий объем военного экспорта России, согласно официальным данным, составил: в 2006 году 6,5 млрд дол, в 2007 году 7,5 млрд дол, в 2008 году 8,35 млрд дол, в 2009 году 8,5 млрд дол, в 2010 году 10,5 млрд дол, в 2011 году 13,2 млрд дол, в 2012 году 15,16 млрд дол (в том числе 12,9 млрд дол по линии «Рособоронэкспорта). То есть результат по 2013 году для «Рособоронэкспорта» (13,2 млрд дол) стал рекордным.

География поставок в минувшем году изменилась?

– Не то чтобы сильно: среди основных стран-импортеров российского вооружения и военной техники все те же Индия, Китай и Вьетнам. Есть Индонезия, Венесуэла, Алжир, частично Малайзия... В целом, по предварительным прогнозам, в 2013 году суммарная доля в общем объеме экспорта российской военной продукции первых пяти-шести стран из списка партнеров «Рособоронэкспорта» составляет более 75%. Всего поставки шли в 60 стран.

Вы назвали цифру 13,2 млрд дол. Это предельный показатель для спецэкспортера?

– Практически да. Мы ориентируемся в первую очередь на показатели, заложенные в госпрограмму вооружения армии до 2020 года, – это и поставка в войска новых образцов техники и вооружений, и модернизация стоящих на вооружении. Исходя из этого, мы можем рассчитывать, насколько успешным будет продвижение российской продукции. В течение двух-трех лет нашей основной задачей становится поддержание экспорта вооружений на уровне 13 млрд дол. Я не думаю, что нам удастся ее превысить, поскольку новые виды техники, которой интересуются потенциальные покупатели, должны поступить, в первую очередь, в российскую армию, а только потом мы можем рассчитывать на экспорт.

После того как новое вооружение поступит к нашим военным и будет дано добро на экспорт новых образцов, насколько может увеличиться выручка «Рособоронэкспорта»?

– Можно, конечно, рассчитывать на постепенное увеличение количества поставок, но не думаю, что выручка сможет превысить сумму 15 млрд дол. Мы исходим из расчетов своих собственных сил и возможностей, а также военной промышленности. Но не стоит забывать и о других внешних обстоятельствах. Это, например, кризисные явления, которые за последние семь-восемь лет сотрясли не только Европу, но и США. Это нестабильная обстановка в различных регионах. Мы видим, что происходит сейчас в районе Ближнего Востока: война в Сирии, эмбарго на поставки вооружений в Иран, революции в Ливии и Египте... Это те страны, на которые мы делали серьезные ставки.

Что с портфелем заказов?

– По состоянию на декабрь 2013 года он составлял почти 38 млрд дол.

Изменилась ли динамика структуры портфеля заказов?

– По результатам 2013 года техника военно-воздушных сил составляет 38,3% от всех заключенных контрактов против 32,3% годом ранее. Военно-морская техника сейчас занимает в портфеле порядка 17%, сухопутная – 14,2%, ПВО – 26,2%.

С какими видами вооружений вы связываете основные надежды? Что может Россия предложить на рынке вооружений?

– Я бы сказал, что Россия готова предложить все – от стрелкового оружия до систем ПВО. Определенные перспективы продвижения на мировые рынки мы связываем с вертолетами «Ми» и «Ка». Зенитными ракетными системами и комплексами С-400 «Триумф», «Антей-2500», «Бук-М2Э», «Тор-М2Э», ЗРПК «Панцирь-С1», ПЗРК «Игла-С». В военно-морской составляющей – с фрегатами проекта 11356 и «Гепард-3.9», подводными лодками проекта 636 и «Амур-1650» и патрульными катерами «Светляк» и «Молния». Сухопутная часть у нас представлена модернизированными танками Т-90С, боевыми машинами пехоты БМП-3 и машинами на их базе, бронеавтомобилями «Тигр». В прошлом году успехом пользовались самолеты Су-30 и МиГ-29, очень неплохим спросом пользуются сейчас учебно-боевые самолеты Як-130. Большой интерес проявляется к самолетам Су-35, это одно из перспективных направлений в области авиации.

Какова судьба 18 самолетов Су-30К, которые находились на 558-м АРЗ в Барановичах? К ним присматривались и сами белорусы, и вьетнамцы, но в итоге они их так и не купили.

– Там многие причины были: это и отсутствие финансовых средств – даже после ремонта и модернизации их цена далеко не каждой стране по силам. В прошлом году мы заключили хороший контракт с Анголой в рамках коммерческого кредита, куда и вошли Су-30К.

Самый острый вопрос предыдущего года поставки оружия в Сирию. Часть оборудования, необходимого для функционирования комплексов С-300, уже доставлена в страну. Когда ожидается окончание поставок?

– Это закрытая тема. Я могу только подтвердить, что поставки по контрактам с «Рособоронэкспортом» были и продолжаются.

И поставки 36 учебно-боевых самолетов Як-130 по контракту от 2011 года тоже?

– Контракт действительно заключен, но любая информация, что в Сирии находятся эти самолеты, – это неправильная информация. Они пока в страну не поступили.

Россия в прошлом году выделила Бангладеш кредит на 1 млрд дол. На что он был потрачен?

– В частности, на самолеты Як-130 в количестве 24 машин. Контракт уже заключен.

Можете подтвердить, что Китай заключил рамочный контракт на строительство двух подлодок типа «Амур-1650» на территории России и еще двух на своих верфях?

– Рамочный контракт – это уже обязательство какой-то страны поставить какое-то количество вооружений в другую страну. Здесь никакого рамочного контракта просто не было. Переговоры ведутся, но о конкретике говорить пока рано.

Недавно была утверждена новая стратегия «Рособоронэкспорта». В чем ее основной посыл?

– Это можно выразить буквально в одной фразе. Наша основная задача – сохранить за Россией второе место в области поставок вооружений на мировой рынок <…>.

Полностью интервью А.Исайкина опубликовано в сегодняшнем номере газеты «Коммерсант».