Даже при юридическом оформлении соответствующих гарантий по соблюдению прав интеллектуальной собственности, нет абсолютной уверенности в том, что Китай будет в дальнейшем придерживаться этих обязательств.
Очевидно, что здесь необходимо предусмотреть дополнительные гарантии, которые выходят за рамки обычных обязательств. Это связано с тем, что несмотря на существенные стоимостные объемы возможных поставок Су-35 в Китай, в дальнейшем потери России на рынках третьих стран, в случае их копирования КНР, могут быть значительно масштабнее при условии, что Китай решит проблемы с отставанием в области двигателестроения и БРЭО для истребителей. Кроме того, встает вопрос об обеспечении должного уровня безопасности самой России.
Пекин уже конкурирует с РФ на оружейных рынках Азии, Африки и Латинской Америки, предлагая продукцию военного назначения ниже стоимости российских аналогов.
С начала 1990-х гг. Китай в течение длительного периода времени, наряду с Индией, был самым крупным импортером российских вооружений. Самые масштабные поставки были реализованы в области авиационной и военно-морской техники, а также средств ПВО.
В частности, Китай стал крупнейшим покупателем самолетов семейства Су-27/Су-30. В общей сложности в КНР было поставлено 178 истребителей семейства Су-27/Су-30, в том числе 38 одноместных истребителей Су-27СК и 40 двухместных учебно-боевых самолетов Су-27УБК, 76 многоцелевых истребителей Су-30МКК и 24 истребителя Су-30МК2. С учетом собранных в Шеньяне по лицензии 105 Су-27СК, общее количество истребителей марки «Су» в Китае составляет 283 машины.
В отношении лицензионной сборки самолетов Су-27СК в Шеньяне следует отметить, что еще в 1996 году Китай приобрел лицензию на производство 200 самолетов Су-27СК без права реэкспорта в третьи страны. К концу 2007 года из поставленных Россией машинокомплектов было собрано 105 самолетов. В дальнейшем переговоры по поставке еще 95 машинокомплектов для сборки Су-27СК зашли в тупик. Фактически Пекин отказался от дальнейшей реализации этой лицензионной программы, создав клон этого самолета – истребитель J-11.
Китай на протяжении длительного периода времени являлся крупнейшим заказчиком российских систем ПВО, поставки которых начались в начале 1990-х гг. В 1993 году в Китай впервые была поставлена система С-300ПМУ в составе двух зенитных ракетных дивизионов. В 1994 году был подписан второй контракт, в рамках которого в 1996 году НОАК получила ЗРС С-300ПМУ-1 в составе четырех ракетных дивизионов.
По двум контрактам в КНР было поставлено 35 ЗРК «Тор-М1» несколькими партиями: 14 комплексов в 1997 году, 13 комплексов в 1999-2000 гг. и 8 комплексов в 2001 году.
В 2002 году был заключен контракт на продажу двух корабельных комплексов ПВО С-300ФМ «Риф-М». Поставки были реализованы в 2002-2003 гг.
В 2004 году было завершено выполнение еще одного контракта, подписанного в 2001 году, на поставку в Китай ЗРС С-300ПМУ-1 в составе четырех ракетных дивизионов.
В августе 2004 года «Рособоронэкспорт» подписал соглашение с КНР по ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит». Этот контракт стал первым экспортным заказом системы «Фаворит», которую РФ начала продвигать на мировой рынок с 2001 года.
В рамках данного контракта Китай в 2007-2008 гг. получил два командных пункта 83М6Е2, восемь зенитных ракетных комплексов (ЗРК) 90Ж6Е2, один комплект зенитных управляемых ракет 48Н6Е2 и средства технического обеспечения.
В декабре 2005 году был заключен контракт с КНР на поставку второй партии ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит», стоимость которого оценивается в 1 млрд дол. Поставки были реализованы в 2008-2010 гг.
В сегменте ВМТ во второй половине 1990-х гг. Китай получил две ДЭПЛ проекта 877ЭКМ. В 1997-1998 гг. Россия поставила КНР две ДЭПЛ проекта 636 «Кило».
В мае 2002 года «Рособоронэкспорт» заключил контракт на поставку для ВМС НОАК восьми ДЭПЛ проекта 636 «Кило», оснащенных ракетным комплексом «Клаб-С». Основная часть поставок данных подлодок была реализована в 2005 году. Последняя, восьмая ДЭПЛ была поставлена весной 2006 года.
В 1999-2000 гг. Китай получил два эсминца проекта 956Э класса «Современный» со сверхзвуковыми ПКР 3М-80Е «Москит». По второму контракту в 2005-2006 гг. ВМС НОАК были переданы еще два эсминца усовершенствованного проекта 965ЭМ.
В КНР было поставлено большое количество вертолетной техники различных типов, а также вооружения для Сухопутных войск, в том числе РСЗО «Смерч», УАС «Краснополь-М», ПТРК «Метис», «Конкурс» и другое вооружение. Недавно был завершен контракт на поставку 9 палубных вертолетов Ка-28 и 9 ед. Ка-31.
В последние несколько лет Пекин значительно ограничил сотрудничество с Россией по закупкам военной техники. Это связано с тем, что существенно возросли возможности китайского ОПК, который, наряду с собственными разработками, успешно копирует многие образцы российских вооружений (слабым местом Китая пока остается сегмент военного двигателестроения).
Следует отметить, что уже в ближнесрочной перспективе Россия столкнется с жесткой конкуренцией со стороны КНР на рынках ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки, которые не могут себе позволить покупать дорогостоящее оружие западного производства.
Ранее РФ успешно конкурировала с Китаем в этом ценовом сегменте. Однако теперь российское вооружение по стоимости «догоняет» западные образцы вооружений. По этой причине Пекин начнет постепенно вытеснять Россию с рынков ряда стран с ограниченными военными бюджетами. Следует отметить, что стоимость наиболее востребованных на мировом рынке вооружений китайского производства на 20-40% ниже российских аналогов, с которых они были скопированы или созданы на их базе.
При этом КНР предлагает льготные условия расчетов, финансирования, кредитов, а также рассрочку платежей.
В отношении отдельных видов вооружений, на которые Китай делает ставку на перспективу, следует отметить следующие.
Китай рассчитывает к 2020 году завершить разработку истребителя 5-го поколения J-20. Разработку осуществляет «Чэнгду эйркрафт» в сотрудничестве с «Шеньян эйркрафт».
В настоящее время Китай реализует еще несколько программ в области военной авиации. Это истребители 4-го поколения, в том числе палубный J-15 (клон Су-33), ударный вертолет и вертолет общего назначения, самолет ДРЛОиУ, УТС/УБС L-15 и транспортный самолет. Кроме того, разрабатываются различные варианты БЛА.
Китай предлагает современные виды вооружений и в других сегментах. В частности, «Китайская национальная корпорация по импорту и экспорту продукции точного машиностроения» CPMIEC (China National Precision Machinery Import and Export Corporation) предлагает на тендер Турции по системам ПВО большой дальности комплекс HQ-9 (экспортное обозначение FD-2000). Примечательно, что в этом тендере Китай конкурирует с Россией, а также с консорциумом «Локхид Мартин»/«Рейтеон».
Китай предлагает на мировой рынок конкурентоспособные системы в сегментах военно-морской техники, бронетехники, РСЗО, РЛС ПВО, ПЗРК, ПКР, ПТУР, САО.
Основным рынком сбыта китайской военной продукции пока остается Пакистан, на который приходится около половины военного экспорта Китая. Однако уже в ближнесрочной перспективе Китай значительно расширит географию военного экспорта.
Во второй дивизион крупнейших импортеров китайской ПВН будут входить Мьянма, Венесуэла и Египет. Под вопросом остается рынок Ирана.
Третий по стоимостному объему импорта дивизион могут сформировать Марокко, Саудовская Аравия и Эквадор.
Согласно прогнозам, Китай значительно расширит свое присутствие на рынках таких стран как Боливия, Турция, Индонезия, Таиланд, Кения, Нигерия, Восточный Тимор, Перу, Бангладеш, Гана и Аргентина.