Об этом, как передает РБК, заявила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон.
По итогам экстренной встречи делегаций стран-членов ЕС было принято решение о запрете поставок в Сирию различных вооружений и военного оборудования.
По имеющимся данным, официально соглашение должно быть оформлено в ближайшие дни.
Кроме запрета поставок вооружений страны Евросоюза договорились о введении санкций в отношении ряда должностных лиц Сирии. Такие же санкции против ряда должностных лиц Сирии 29 апреля ввели США. Под санкции США подпадают также сирийская служба разведки и находящиеся в Сирии структуры иранского корпуса стражей исламской революции, передает ИТАР-ТАСС.
Всем американским гражданам и компаниям запрещается совершать сделки с упомянутыми в указе президента Барака Обамы лицами и организациями, отмечает Газета.ru.
По мнению ЦАМТО, действия как Евросоюза, так и США создают предпосылки для дальнейших более жестких санкций в отношении Сирии со стороны других международных организаций, в том числе СБ ООН.
В этой связи обращает на себя внимание заявление официального представителя Белого дома Джеймса Керни в отношении того, что «в США полагают, что в дополнение к санкциям, которые они приняли, акции сирийских властей в отношении своего народа послужат основанием для жесткой международной реакции».
Совет ООН по правам человека 29 апреля также высказался за проведение расследования фактов подавления протестов населения в Сирии.
То есть в целом можно констатировать, что пропагандистская кампания по введению более всеобъемлющих санкций в отношении Сирии, в том числе в части эмбарго на поставку вооружений, уже началась.
На текущий момент ни санкции США, ни планируемое введение эмбарго Евросоюза на поставки вооружений в Сирию напрямую не затрагивают интересы РФ. Другое дело, если этот вопрос в связи с развернутой пропагандистской кампанией будет поднят до уровня СБ ООН. Здесь уже России придется жестко отстаивать свои интересы на рынке вооружений Сирии.
Сирия является крупнейшим импортером российского оружия на Ближнем Востоке. Значение сирийского рынка вооружений для Москвы приобретает особое значение в связи с практически полной потерей рынка Ирана из-за санкций СБ ООН (общая упущенная выгода РФ от потери рынка Ирана оценивается ЦАМТО в 13 млрд дол), а также Ливии (около 4,5 млрд дол).
То есть за неполный год Россия потеряла двух крупных импортеров российских вооружений в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Компенсировать столь значительные потери России в регионе Ближнего Востока и Северной Африки крайне сложно. Одним из наиболее оптимальных вариантов является расширение военно-технического сотрудничества с Сирией. На рынке Сирии Россия может компенсировать до половины упущенной выгоды в Иране. Общий прогнозируемый объем перспективных контрактов с Сирией превышает по стоимости закупки российских вооружений всеми остальными странами Ближнего Востока в целом (с учетом перспективных контрактов).
В этой связи потеря рынка Сирии будет означать практически полное вытеснение России с ближневосточного рынка оружия.
По данным ЦАМТО, за период 2002-2009 гг. по объему идентифицированного импорта российских вооружений в ближневосточном регионе Сирия занимает второе место с показателем 1,325 млрд дол (7 место среди всех стран-импортеров российских вооружений), уступая только Ирану (2,058 млрд дол, 5 место). Суммарный объем импорта российских вооружений Ираном и Сирией в 2002-2009 гг. составил около 10 проц. от всего объем экспорта вооружений Россией. В этой связи после потери рынка Ирана и Ливии, Россия ни в коем случае не может уйти с рынка Сирии, поскольку это станет невосполнимой потерей для Москвы не только в ближневосточном регионе, но и скажется на объемах экспорта вооружений России в целом.
С Сирией ведутся переговоры по ряду перспективных проектов. В частности, по поставкам двух ДЭПЛ, модернизации ЗРК С-125 «Нева», поставкам МиГ-29СМТ, Як-130УБС. Не исключены поставки ЗРС большой дальности, ОТРК «Искандер-Э», ОБТ Т-90С, различных типов боевых надводных кораблей и ряда других вооружений.
В отношениях с Сирией следует учитывать, что для России ключевое значение имеет сохранение пункта материально-технического обеспечения российского флота в порту Тартус. Пункт МТО в Тартусе является единственной опорной точкой ВМФ РФ в Средиземном море.
На протяжении всего 2010 года официальные должностные лица РФ заявляли о полном выполнении Россией взятых на себя обязательств в отношении военно-технического сотрудничества с Сирией.
В частности, в августе 2010 года помощник президента РФ Сергей Приходько заявил, что «Россия в полном объеме исполняет все ранее достигнутые договоренности в сфере военно-технического сотрудничества с Сирией».
В сентябре 2010 года в ходе визита в США министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил, что «Россия выполнит контракт на поставку Сирии ракетных комплексов со сверхзвуковыми противокорабельными ракетами П-800 «Яхонт» (ПКР «Яхонт» поставляются в составе подвижного берегового ракетного комплекса «Бастион-П»).
По словам А.Сердюкова, контракт с Сирией был заключен еще в 2007 году. Он отметил, что не видит никаких причин для того, чтобы отказываться от этой сделки.
На салоне «Евронаваль-2010» первый заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» Иван Гончаренко подтвердил, что «Рособоронэкспорт» вовремя выполнит контракт на поставку Сирии ПБРК «Бастион-П».
Сирия является вторым экспортным заказчиком этого комплекса (после Вьетнама).
В ноябре 2010 года агентство «Интерфакс-АВН» со ссылкой на представителя российской делегации на салоне «Эйршоу Чайна-2010» сообщило, что переговоры с Сирией по закупке Як-130УБС вступили в предконтрактную стадию.
По данным ЦАМТО, переговоры с Сирией по поставке Як-130УБС ведутся уже более двух лет. Возможный начальный заказ Сирии на Як-130УБС ЦАМТО оценивает в 24-36 машин. В дальнейшем не исключена закупка Сирией дополнительной партии самолетов.
На сегодняшний день сирийская армия более чем на 90% оснащена военной техникой советского/российского производства. При этом ее основная часть (около 80%) устарела и требует модернизации.
ВТС России и Сирии началось в 1956 году. За период сотрудничества для сирийских Вооруженных сил было поставлено ВиВТ на общую сумму более 26 млрд дол, в том числе 65 ракетных комплексов тактического и оперативно-тактического назначения, около 5 тыс. танков, более 1,2 тыс. боевых самолетов, 4,2 тыс. артиллерийских орудий и минометов, 70 боевых кораблей и катеров, другие типы вооружений.