на главную ЦАМТО

Центр анализа

мировой торговли оружием

 

Турция близка к принятию окончательного решения по выбору победителя тендера на поставку систем ПВО/ПРО T-LORAMIDS

28 октября 2015 года, среда

ЦАМТО, 28 октября. Турция близка к принятию окончательного решения в рамках тендера на поставку систем ПВО/ПРО дальнего действия T-LORAMIDS (Turkish Long Range Air And Missile Defence System).

Как заявил 26 октября в ходе заседания Фонда политических, экономических и социологических исследований (SETA) глава Секретариата оборонной промышленности Министерства обороны Турции (SSM) Исмаил Демир (Ismail Demir), «Анкара достигла понимания с претендентами в отношении условий закупки систем ПВО/ПРО большой дальности».

Данный проект является частью долгосрочной программы создания эшелонированной системы ПВО/ПРО. При этом система T-LORAMIDS должна обеспечить защиту от ракет с дальностью пуска до 3000 км, включая баллистические ракеты.

Как ранее сообщал ЦАМТО, тендер на поставку ВС Турции систем ПВО/ПРО дальнего действия T-LORAMIDS завершился победой китайской компании в сентябре 2013 года. В конкурсе участвовали американский консорциум «Локхид Мартин»/«Рейтеон», китайская компания CPMIEC, «Рособоронэкспорт» (концерн ПВО «Алмаз-Антей»), а также франко-итальянский консорциум «Евросам». Китайская сторона предложила минимальную стоимость среди всех претендентов – 3,44 млрд. долл.

Тем не менее, под давлением западных стран руководство Турции уже неоднократно продлевало крайний срок подачи тендерных предложений, что не исключало возможность закупки комплекса у другого производителя. В начале сентября 2014 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил, что Турция начала переговоры с «Евросам» из-за возникших разногласий с китайской корпорацией по вопросам передачи технологий и организации совместного производства, однако CPMIEC и «Рейтеон»/«Локхид Мартин» не исключены из числа претендентов.

По заявлению И.Демира, «переговоры по системе ПРО большой дальности затянулись по техническим причинам, а не потому, что Турция приостановила или передумала производить закупку». Принять окончательное решение планируется в ближайшей перспективе без дальнейшего продления сроков конкурса.

По оценке «Джейнс дифенз уикли», комментарии И.Демира могут означать, что окончательное решение по закупке может быть принято в январе 2016 года.

И.Демир исключил возможность аннулирования проекта приобретения, отметив, что на текущем этапе предметом переговоров с претендентами являются не стоимость или технические характеристики, а возможность совместной реализации проекта и доступ к технологиям. Как сообщил И.Демир, «в настоящее время стоимостные условия предложений не имеют решающего значения, поскольку проблемы с финансированием проекта отсутствуют».

Руководство Турция рассчитывает на то, что в реализации проекта примут участие несколько национальных компаний, которые, работая совместно с иностранным партнером, получат максимальный объем технической информации и опыт в организации производства.

Заместитель президента компании «Аселсан» Мустафа Кэвэл, в свою очередь, сообщил, что первоначально предложения претендентов не включали существенную передачу технологий, а предусматривали лишь получение доли работ при производстве, в то время как целью текущих переговоров является «увеличение объемов передачи технологий».

По оценке экспертов «Джейнс», если первоначально Турция планировала закупить 12 комплексов у зарубежной компании, то теперь в качестве временного решения будет приобретено минимально необходимое количество систем. В дальнейшем для обеспечения долгосрочных потребностей Вооруженных сил Турции при технической помощи иностранного партнера будет разработана национальная система ПВО/ПРО.

Существенное влияние на сроки реализации проекта окажут ноябрьские выборы в Турции. В случае победы Партии справедливости и развития, которая находится у власти в течение 13 лет, принятие окончательного решения в короткий срок более вероятно, чем в случае формирования коалиционного правительства.